четверг, 12 июля 2018 г.

«Либо мы спортзал отдаем, либо его отбиваем». В Железногорске разразился скандал вокруг ремонта на спонсорские деньги «Металлоинвеста»

Работники железногорской спортивной школы олимпийского резерва (СШОР единоборств) и родители юных спортсменов сейчас ожидают ответы из прокуратуры, областного комитета физкультуры и спорта и других инстанций. Они надеются, что в высоких кабинетах остановят фактическое изъятие у спортшколы основного зала, в котором, по данным администрации СШОР, занимаются около 390 из 450 юных воспитанников СШОР: дзюдоисты, самбисты и гимнастки.

Проблема «с бородой»
Здание, в котором находится зал борьбы СШОР единоборств, принадлежит администрации Железногорска и на праве оперативного управления передано двум муниципальным бюджетным учреждениям - бассейну «Нептун» и СШОР единоборств. Еще прежний директор «Нептуна» Алексей Баранов поднимал вопрос о присоединении зала борьбы к «Нептуну», но тогда руководству СШОР во главе с директором спортшколы Александром Никишиным зал удалось отстоять. В минувшем году руководство бассейна сменилось — его возглавил в прошлом успешный предприниматель Василий Маслов. С его появлением, как рассказали в СШОР, процесс возобновился и активизировался.— при поддержке городской власти. Поводом послужил предстоящий ремонт здания на деньги холдинга «Металлоинвест».



 Занятия дзюдо в зале борьбы СШОР единоборств. В том самом зале, которого спортшкола олимпийского резерва может лишиться. Фото с сайта СШОР единоборств.
20 июня в зале борьбы СШОР (в котором занимаются не только борцы, но и гимнастки — ввиду отсутствия у спортшколы отдельного зала), прошло экстренное родительское собрание с участием Александра Никишина, тренеров, работников администрации СШОР. Александр Семёнович рассказал родителям: зал борьбы был в 80-е годы предоставлен железногорским борцам зам успехи на областных, всесоюзных и международных соревнованиях. «Этот зал — это их детище», сказал он.

По его словам, холдинг «Металлоинвест» выделил администрации Железногорска деньги на капремонт кровли всего здания, под которой находится и зал, и бассейн. Администрация бассейна подготовила документацию на ремонт всей кровли, мэрия ее фактически утвердила. И только после этого выяснилось, что провести аукцион и нанять подрядчика руководство бассейна юридически вправе только на ремонт «своей» части кровли. Видимо, чтобы не ударить в грязь лицом перед спонсором, в городской администрации нашли выход — стали «давить» на Александра Никишина и на всякого рода совещаниях устно требовать написать заявление об отказе спортшколы от своего основного зала — чтобы потом передать его в оперативное управление руководству бассейна. Александр Семёнович писать такой отказ не стал: по закону, администрация города изъять зал может и сама. Но только в трех случаях: если зал не используется, если зал используется не по назначению или неэффективно (например, простаивает и т. д.). 

 Александр Никишин, директор железногорской спортшколы олимпийского резерва (на фото — стоит), рассказал родителям, что под видом капремонта кровли у спортшколы пытаются отобрать зал. В котором занимаются юные дзюдоисты, самбисты и гимнастки. «От меня требуют отказаться от зала. Я этого делать не буду. В городской администрации мне предложили уволиться»,- пояснил Александр Семёнович.

Однако, администрация никакого официального документа не оформила, все происходило лишь на словах. «Сегодня мне предложили уволиться», - рассказал Александр Никишин родителям и добавил: подписывать отказ он не будет. Сейчас он в отпуске, контракт с ним истекает 2 сентября.



Имущественные потери. И не только
По словам руководителя СШОР, ремонт кровли — это лишь удобный повод отобрать у спортшколы зал площадью почти 400 кв.м.. чтобы зарабатывать на нем деньги. По словам Александра Никишина, спортшкола уже лишалась части своей базы. После пожара в «Хромой лошади» Роспотребнадзор запретил заниматься части юных борцов в оборудованном подвальном помещении одной из многоэтажек — из-за отсутствия запасного выхода. Желоезногорский городской суд стал на сторону СШОР, и тогда Роспотребнадзор подал иск в арбитражный суд — который вынес решение в пользу надзорного ведомства. «Итог — мы потеряли помещение для занятий, из спортшколы ушли два тренера и около ста юных борцов», - рассказал Александр Никишин. К слову, сейчас в том подвале — частная платная «качалка».

Также он рассказал родителям, как договоры на проведение спортивных занятий неожиданно прекратили железногорский политехнический колледж и одна из средних школ. «Это говорит о том, что мы не можем надеяться на чужие помещения, а должны иметь свое. Если зал будет отдан Маслову, то нет никаких гарантий, что через год или два количество занятий СШОР будет сокращено или они станут платными. Встает дилемма: либо мы этот зал отдаем, либо мы его «отбиваем», - сказал он. И добавил: глава Железногорска поставил задачу зарабатывать деньги. «Но СШОР перевели под ведение Минспорта, мы готовим детей по федеральным стандартам. Дети должны заниматься за счет субсидий администрации города бесплатно. Сейчас с финансированием — катастрофа. Мы можем потерять тренеров и детей. Воспитанники СШОР получают разряды, тренеры — категории и тд. Вплоть до заслуженных тренеров. Присвоение званий кандидата и мастера спорта России также проходит через спортшколу. Если СШОР будет ликвидирована, занятия спортом станут просто кружками, за которые нужно будет платить».

По его словам, кроме спортивного зала борьбы в Железногорске больше нет помещений, отвечающим по высоте требованиям к залам для занятий художественной гимнастикой.

Завуч СШОР Татьяна Белоусова рассказала: зал борьбы и зал бокса — это все, чем располагает спортшкола олимпийского резерва. А, по требованиям Минспорта, должны быть еще и тренажерный, и хореографический залы, зал художественной гимнастики. Но на все обращения спортшколы администрация города отвечает: помещений нет.

«Вне правового поля»
Юрист СШОР Олег Шишкин отметил, что идет фактический отбор зала у спортшколы, и ситуация не находится в каком-либо правовом поле.



Галина Гнездилова, руководитель железногорского объединенного профкома профсоюзов работников образования, рассказала родителям, что ездила в Москву и консультировалась с профсоюзным юристом. И тот объяснил ей: Александр Никишин просто не имеет права писать отказ от зала — иначе может быть привлечен к ответственности. По ее словам, утром 20 июля глава Железногорска Дмитрий Котов пояснил ей, что все делается законно, по утвержденному муниципальному порядку. Глава профкома высказалась за сохранение зала за спортшколой: «В этой ситуации думают о том, как провести аукцион, как починить крышу. А о детях никто не думает».



Позднее завуч СШОР рассказала, что городские власти как-то не заинтересованы в развитии спортшкоы, в подготовке спортсменов. По ее словам, замглавы города Игорь Андреев пояснил, что сейчас акцент делается не на спорт высоких достижений, а на массовый спорт. «Теперь важно число вовлеченных. То есть, не результаты, а статистика», - пояснила завуч.

Приедут с проверкой
На родительском собрании была создана инициативная группа. Ее участники направили письма в прокуратуру. «Металлоинвест», съездили на прием к руководителю областного комитета физкультуры и спорта Валерию Кобзеву. Как позднее пояснили в комитете, там о ситуации с залом борьбы СШОР до приезда родителей не знали. Начальник отдела подготовки спортивного резерва Михаил Чернышев 11 июля сообщил: в ближайшие дни в Железногорск из комитета приедут с проверкой — во главе с Валерием Кобзевым. В комитете заверили: приоритетом является сохранение материально-технической базы спортшколы олимпийского резерва.

"Считайте это альтруизмом"
Родители встретились также с замглавы Железногорска Игорем Андреевым, начальником железногорского спортуправления Вадимом Полянским и директором бассейна. Василий Маслов, по словам одной из родительниц, объяснил свое желание присоединить зал к бассейну так: «Считайте это альтруизмом». По словам родителей, никаких убедительных, тем более — письменных — гарантий того, что дети продолжат заниматься спортом по прежнему расписанию, что время занятий не сократят и занятия в будущем останутся бесплатными, они не получили. Зато Игорь Андреев сказал, что вопрос о передаче зала борьбы бассейну практически решен.

Директор очень занят

Директор бассейна «Нептун» Василий Маслов от комментария отказался, сославшись на занятость (автор этого материала пытался получить комментарий администрации бассейна в течение полутора недель). Как сообщила редакция железногорской газеты «Эхо недели», Василий Алексеевич пояснил, что после передачи зала бассейну никаких ущемлений СШОР не будет. По его словам, зал недогружен — занятия проходят вечером, а спортшкола платит лишь 10 процентов от потребляемого зданием тепла. На это в СШОР возражают: у них стоят отдельные водо- и теплосчетчики, и за потребленные услуги они платят. Во-вторых, тренировки во время учебного года начинаются в 14 часов и идут до позднего вечера.

«Очень удобно водить чиновников и журналистов по залу и говорить о его незагруженности летом, когда и дети на каникулах, и тренеры в отпусках. А пришли бы они во время учебного года, посмотрели бы, как одна группа заканчивает заниматься,и тут же начинает тренировку другая! Пусть бы показал директор бассейна, как нам тесно!»

Позиция мэрии
Игорь Андреев. Фото adminzhel.ru
Игорь Андреев, зам.главы Железногорска, на журналистский запрос пояснил: нахождение одного здания в оперативном управлении бассейна и спортшколы зачастую это приводило к сложностям при ремонтах, обслуживании коммуникационных систем, распределении денежных средств. Об этом свидетельствует разница во внешнем облике фасада помещений. С особой остротой эти проблемы возникли при планировании проведения капремонта кровли здания, как единого объекта.

Из ответа Игоря Андреева:
«...В соответствии с Бюджетным кодексом, юридическое лицо не может расходовать денежные средства на ремонт имущества, которое принадлежит другому юридическому лицу… Для того, чтобы ремонт кровли МБУ «Бассейн «Нептун» прошел в кратчайшие сроки, а финансовые средства были эффективно использованы, администрацией города прорабатывается вопрос о
передаче спортивного зала в оперативное управление МБУ «Бассейн «Нептун».

При этом так же ставятся задачи уйти от застарелых проблем при эксплуатации
здания, более эффективного использования имеющихся в нем площадей. В перспективе планируется проведение в едином стиле ремонта внешней части помещений, используя внебюджетные средства создать более комфортные условия в помещениях раздевалок и душевых в спортивном зале.

...Директорам МБУ «Бассейн «Нептун» И МБУ «СШОР единоборств» было поручено организовать подготовку документов на право оперативного управления, обеспечение продолжения тренировочного процесса и проведения занятий с детьми и подростками. К сожалению директор спортивной школы А.С. Никишин от выполнения данных рекомендаций уклонился, фактически выступив инициатором компании по дезинформации тренерского коллектива и родительской общественности о коммерциализации данного объекта спорта.

Вопрос, в чьем оперативном управлении будет находиться муниципальное
имущество спортивный зал по ул. Октябрьская 44, не будет влиять на работу тренерского состава, проведение занятий с группами занимающихся дзю-до и художественной гимнастикой. 
Планирующиеся организационные мероприятия по рациональному использованию имущества, оборудования не повлияют на занятия воспитанников школ. Объем тренировочных часов занятий будет сохранен в полном объеме.

Составленное с учетом потребностей тренеров, родителей, графика учебы детей в школах, проведения спортивных соревнований, турниров в спортивном зале расписание занятий будет неотъемлемой частью договора между руководителями по совместному использованию помещений, который может заключаться на неограниченный срок…
В части распространенных слухов о коммерциализации детского спорта, продажи
бассейна, «зарабатывании» на использовании помещений, о переводе их в частную
собственность, сообщаем, что бассейн «Нептун», спортивный зал, другие объекты
физической культуры являются муниципальной собственностью, деятельность которых является убыточной. Так поддержка выполнения муниципального задания бассейна «Нептун» потребует финансирования из бюджета города Железногорска на текущий год - более 11 млн. руб».
Как сказано в ответе, вопрос продления контракта с Александром Никишиным «будет рассмотрен в соответствии с действующим законодательством».
 

 На официальном сайте г. Железногорска появилось опровержение информации о коммерциализации бассейна и спортшколы.

«Всё так и будет»
Однако, многие родители руководству города и бассейна не верят. «Я выскажу свое мнение по поводу всего происходящего, - рассказала в беседе мама одной из юных гимнасток. - Господин Маслов в недавнем прошлом — успешный предприниматель, совладелец крупного железногорского фитнес-центра. К слову, руководить бассейном он начал в октябре прошлого года, а свое предпринимательство закрыл в конце декабря 2017 года. Сейчас Маслов добивается передачи бассейну зала борьбы — заведомо убыточного. В его альтруизм я не верю. Со временем можно сделать бассейн еще более убыточным и довести его до банкротства. А потом просто выкупить все здание целиком за скромные денежки — и устроить там фитнес-центр, единственный железногорский фитнес-центр с собственным бассейном. Мне кажется, еще несколько лет — и все так и будет».





Многие родители юных спортсменов возмущены строительством рядом с залом борьбы двухэтажного магазина. Стройка загородила один из подходов к залу. А главное — застройщиком выступает не кто иной, как Василий Алексеевич Маслов. Директогр бассейна «Нептун». «Так прекратил ли г-н Маслов свою предпринимательскую деятельность, как того требует закон, или нет?», - недоумевают родители.


«Изъяли часть документов...»
Днем 11 июля в СШОР рассказали: в учреждении сейчас неожиданно проводит проверку городская контрольно-счетная палата. «Изъяли часть документов. Видимо, ищут нарушения. До этого приходили из городского управления безопасности. Нашли отсутствие у нас пропускного режима. Видимо, ищут «зацепки» против директора нашей спортшколы...»

От автора
Можно долго убеждать тренеров и родителей, что «ничего не изменится».Но спортивная школа олимпийского резерва не может быть без своего зала, не может «ходить с протянутой рукой», заключать какие-то договоры о пользовании чужими помещениями. Дело спортшколы — готовить будущую спортивную смену для города, области, страны. И в СШОР единоборств это умеют делать — об этом говорят достижения учеников: призовые и первые места на мировых, континентальных, российских, региональных состязаниях, турнирах ЦФО. Так зачем создавать обстановку нервозности, зачем лишать спортшколу ОСНОВНОГО зала? Почему в мэрии не ищут других путей, кроме как отобрать (родители детей говорят еще резче - «отжать») спортзал?

И последнее. Кому-то версия банкротства бассейна с целью последующей продажи может показаться лишенной оснований. Но в истории Железногорска уже было нечто подобное: здание кинотеатра «Юность» было продано за сумму, соизмеримую со стоимостью квартиры. Это — во-первых. А во-вторых, один из весомых работников администрации Железногорска в частной беседе долго ругал директора СШОР Александра Никишина — мол, такой-сякой, начал мутить воду, дети как занимались, так и будут заниматься. А потом продолжил: «Да если бы их (социальные объекты — авт.) закон разрешал продавать, мы бы их с себя давно сбросили! Но — нельзя, вот мы и держим их, убыточные!». Страшно представить, что будет, если закон изменится...

Сергей Прокопенко, член Союза журналистов России. Фото и видео автора.

2 комментария:

  1. Глубоко копнул, молодец, но на такой текст и пяти полос газетных не хватит.

    ОтветитьУдалить