Страницы

среда, 5 сентября 2012 г.

Приговор Брейвику: гуманистическое безумие

Сергей Прокопенко
Норвежский суд приговорил Андерса Беринга Брейвика к максимальному для этой страны наказанию. За двойной теракт, убийство 77 человек, этот, с позволения сказать, человек отбудет за решеткой 21 год. Он не будет валить лес, пахать на урановых рудниках, мерзнуть зимой в бараке… Ему позволят писать мемуары и посылать их в книжные издательства.
Сам приговор в отношении Брейвика и то, как об осужденном печется руководство тюрьмы «Ила», где убийца будет отбывать срок, похожи на некое гуманистическое безумие. Специально для Брейвика соорудили пристройку к тюрьме. Его камера скорее напоминает неплохую трехкомнатную квартирку, в которой есть и рабочее место с ноутбуком, и тренажеры. Боясь за «психическое состояние» этого, на мой взгляд, морального урода, так и не раскаявшегося в своих злодеяниях, руководство колонии планирует увеличить ему количество возможных свиданий с родственниками. Как же, говорят норвежские чиновники, Брейвику ведь предстоит провести за решеткой целый 21 год!
 

Ни после приговора, ни после вот таких заявлений норвежское общество не всколыхнулось. Люди не потребовали пересмотреть приговор, посадить Брейвика на электрический стул или попросту расстрелять. Общество промолчало. Норвежская прокуратура приговором довольна.
 

Мне кажется, у европейской цивилизации отключился инстинкт самосохранения. Просвещенная Европа достигла таких гуманистических вершин, что порой они походят на гуманистическое безумие. Европа готова фактически прощать таких, как Брейвик. А раз простили его, простят и других брейвиков. Они, его почитатели, уже появились - ведь «норвежского стрелка» не признали невменяемым и позволили на судебном процессе во время объяснений фактически изложить свое видение жизни и устройство мира. Теперь ему позволят писать книги. Достаточно было взглянуть на видео из зала суда, чтобы понять: Брейвик просто упивается тем, что ему за убийства НИЧЕГО НЕ БУДЕТ.
 

Когда общество не способно самоочищаться от подобных людей, не способно применять в отношении них адекватные меры наказания – значит, такое общество обречено на вымирание. Скорее, не в физическом, а в культурологическом смысле. Потому что брейвики со временем, в силу безнаказанности, будут плодиться. Рано или поздно они вытеснят цивилизованное общество, которое их вскормило, и это общество канет в Лету, переродится во что-то более низшее. Кто не согласен – вспомните, чем кончили демократичные Афины и республиканский Рим...
Нет, я не против достижений европейской цивилизации: там многое для человека и его блага. Там, например, реально стирают последние остатки различий между здоровыми и инвалидами, а Европейский Суд по правам человека выносит решения, на которые национальные суды почему-то не способны. Но как можно применять такие же гуманистические лекала, что и к нормальным людям, к убийце, заложившему под свое преступление идеологию, схожую с идеями главного нацистского идеолога? Теперь, наверное, вся Норвегия ломает голову: что делать дальше?
 

Думаю, норвежским законодателям и судьям неплохо изучить американский опыт. На днях во мне вызвала чувство удовлетворения новость: приговоренному к пожизненному наказанию убийце Джона Леннона, Марку Девиду Чэпмену, снова отказали в досрочном освобождении. В седьмой раз. Как говорила государыня императрица Екатерина Вторая, «кроме закона, должна быть еще и справедливость».
 

Сергей Прокопенко, обозреватель газеты «Эхо недели» (г. Железногорск, Курская область).

Комментариев нет:

Отправить комментарий